Что такое групповая динамика?

Сейчас много приходится слышать об этом понятии, от хвалебной лести до полного отрицания, попробуем разобраться, что же это такое Групповая динамика

Что это, похоже, просто не все понимают. И исходя из этого не признают.

Для меня групповая динамика это как рост твоих цветов (огурцов, помидор, яблок) на даче — ты следишь, заботишься, поддерживаешь где нужно, а где не нужно — не пускаешь ростки, убираешь сорняки. Другими словами — это процесс, и отрицать его существование, по крайней мере, странно. От многих тренеров приходится слышать что то вроде этого: «группа какая то вялая», «группа какая то активная, за ними не уследишь», или «одни выскочки, торопятся сильно». Бывало такое? Тут то как раз и стоит задуматься, как тренер это контролирует? Как взбодрить или наоборот, угомонить пыл группы?

Традиционно обратимся к Вики:

Групповая динамика (от др.-греч. δυναμις, dynamis — сила) — процессы взаимодействия членов группы, а также изучающее эти процессы научное направление, основателем которого считается Курт Левин. Курт Левин ввел термин групповая динамика, описывающий позитивные и негативные процессы, происходящие в социальной группе.

Итак, это некие процессы, происходящие внутри группы. Группа, как мы помним, два и более человека, объединенных общей целью.

Группой может быть несколько человек на концерте, людей, едущих в автобусе, ждущих очереди и так далее. У первых цель — послушать музыку, увидеть музыканта, у вторых — добраться живыми до места назначения, для людей в очереди — скорей воспользоваться услугами человека\организации, куда они и ждут очередь. В каждой из этих групп есть процессы, их можно классифицировать.

Групповая динамика: 4 этапа

  • Стадия знакомства
  • Стадия распределения ролей
  • Стадия продуктивной работы
  • Стадия завершения группы

Для каждой стадии есть определенные маркеры, и тренер должен не пропустить их.

Развивать динамику в стадию успешной работы минуя знакомства и распределение ролей нельзя, большинство участников так и останутся замкнутыми, меньшая часть определит роли сама, и тренер уже не сможет войти в качестве лидера для группы. А при обучении взрослых это важно.

Не будем забывать цель тренинга — обучить людей максимально эффективно. Какие бы задачи не ставил заказчик перед тренером (быстро, обрати внимание на то-то, а вот это мне кажется можно убрать и т.д.) — всем нужно максимально готовый к работе сотрудник. Дообучить в процессе работы, конечно, нужно будет, но это уже ближе к опыту. Но процедуру и продукт сотрудник (участник тренинга) знать должен.

Исходя из цели есть потребность — сохранять динамику группы в самой продуктивной фазе как можно дольше, пока не добьешься понимания навыка и его безошибочного выполнения всеми участниками группы.

Стадия знакомства

Первый этап, в течение которого происходит знакомство участников, эмоциональная оценка окружающих и ситуации. Участник отвечает для себя на вопросы: Комфортно ли мне здесь? Как поведут себя окружающие? Как лучше себя показать? Кому здесь можно доверять?

Признаки:

  • участники сидят далеко друг от другу, иногда отсаживаются подальше, свои вещи держат рядом
  • позы закрытые
  • участники практически не общаются между собой
  • мало вопросов, возражений
  • участники выполняют задания, следуют правилам
  • активность группы небольшая, основной лидер – это тренер

Задача тренера: озвучить правила работы, познакомить между собой участников, создать комфортную для работы обстановку.

Стадия распределения внутригрупповых ролей

В группе появляются лидеры, которые делают взаимодействие группы более эмоциональным. Лидеры активизируют группу, организуют взаимодействие в мини-группах. Также лидеры могут и дезорганизовать работу (уводить разговор в сторону, высказывать многочисленные возражения).

Признаки:

  • группа может разделяться на пары, тройки
  • общение более активное, очень часто может отходить от сути
  • задания могут выполняться невнимательно, группа отступает от правил
  • большая активность, много вопросов, уточнений, возражений
  • есть несколько активных ярких участников

Задача тренера: пользоваться возросшей энергетикой группы, ускорять динамику (повышать сложность заданий, скорость их выполнения), постоянно менять состав мини-групп в упражнениях для скорейшей адаптации участников друг к другу.

Стадия устойчивой работы группы

Максимальная работоспособность, когда вся группа сосредоточенно работает на достижение цели. Участники доверяют друг другу и готовы к сотрудничеству. Микроклимат в группе ровный, спокойный, комфортный.

Признаки:

  • открытые позы, лица спокойные открытые
  • высокая активность
  • участники готовы воспринимать критику
  • группа способна выполнять максимально сложные задачи
  • группа выполняет правила, либо правила адаптируются под запросы группы
  • настроение рабочее, собранное

 Задача тренера: поддерживать работоспособность группы, раскрывать максимально сложную информацию, давать объективную обратную связь.

Стадия завершения группы

Этап завершение общения, когда участники подводят итоги тренинга, резюмируют для себя самое ценное. Участники в эмоционально приподнятом настроении, активны, доброжелательны.

Признаки:

  • участники максимально раскованы
  • активное общение между собой, в котором участники делятся выводами
  • хорошее настроение, возможно небольшое сожаление о том, что тренинг уже завершается

Задача тренера: помочь каждому участнику подвести итоги работы и выделить для себя самое главное. Собрать обратную связь, организовать необходимые процессы – обмен контактами, информацией и др. Завершить общение на позитиве!